Инструкция о порядке проведения органами государственной безопасности республики Беларусь опроса с использованием полиграфа

Согласовано  Утверждена 
Министр здравоохранения  приказом Председателя 
Республики Беларусь  КГБ Республики Беларусь 
И.Б. Зеленкевич  22 августа 1998 года № 91 
11 августа 1998 года  

 

ИНСТРУКЦИЯ 
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 
БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОПРОСА С 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА 

 

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации и проведения опросов с использованием полиграфа (далее ОИП). 

1.2. Опрос граждан, в том числе иностранцев и лиц без гражданства с использованием полиграфа является разновидностью оперативно-розыскного мероприятия - опроса с применением технических средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей, путем фиксации физиологических реакций опрашиваемого на задаваемые вопросы. ОИП проводится органами государственной безопасности в соответствии с Законами Республики Беларусь "Об органах государственной безопасности Республики Беларусь" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 4, ст.18), "Об оперативно-розыскной деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 57, 2/64) и "О государственных секретах" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995 г., № 3, ст.5). 

Подпункт 1.2. - с изменениями, внесенными постановлением Комитета государственой безопасности от 2 мая 2000 г.N 7 (зарегистрировано в Национальном реестре -N 8/3688 от 06.07.2000 г.)

1.2. Опрос граждан, в том числе иностранцев и лиц без гражданства с использованием полиграфа является разновидностью оперативно-розыскного мероприятия - опроса с применением технических средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей, путем фиксации физиологических реакций опрашиваемого на задаваемые вопросы. ОИП проводится органами государственной безопасности в соответствии с Законами Республики Беларусь "Об органах государственной безопасности Республики Беларусь", "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О государственных секретах", иными нормативно-правовыми актами Республики Беларусь, а также настоящей Инструкцией.

1.3. Органы государственной безопасности применяют ОИП в целях повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности и проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственным секретам, а также отбора кандидатов на службу (работу) в КГБ.

1.4. Целью ОИП является оценка достоверности информации, полученной ранее от опрашиваемого человека.

1.5. Результаты ОИП носят вероятностный характер и имеют ориентирующее значение для осуществляемой органами государственной безопасности оперативно-розыскной деятельности, а также при проведении проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственным секретам.

2. Характеристика средств ОИП 

2.1. ОИП представляет собой нетравмирующую и безвредную для жизни и здоровья, организованную по специальным методикам, процедуру опроса человека с использованием контроля и оценки физиологических реакций, которые регистрируются с помощью датчиков, размещаемых на его теле.

2.2. К средствам ОИП относятся методики проведения процедуры опроса и специализированные технические устройства для регистрации и оценки физиологических реакций опрашиваемого человека, полученных в ходе такого опроса.

3. Условия проведения и оперативно-тактические возможности ОИП

3.1. Применение ОИП органами государственной безопасности осуществляется при наличии оснований и соблюдении условий,предусмотренных статьями 10-12 и 22 Закона Республики Беларусь "Об органах государственной безопасности Республики Беларусь", статьями 9, 12 и 13 Закона Республики Беларусь "Об оперативно-розыскной деятельности", статьями 15-19 Закона Республики Беларусь "О государственных секретах". 

Подпункт 3.1. - с изменениями, внесенными постановлением Комитета государственой безопасности от 2 мая 2000 г. N 7 (зарегистрировано в Национальном реестре -N 8/3688 от 06.07.2000 г.) 

3.1. Применение ОИП органами государственной безопасности осуществляется при наличии оснований и соблюдении условий, предусмотренных статьями 10-12 и 22 Закона Республики Беларусь "Об органах государственной безопасности Республики Беларусь", статьями 8 и 9 Закона Республики Беларусь "Об оперативно-розыскной деятельности", статьями 15-19 Закона Республики Беларусь "О государственных секретах". 

 

3.2. ОИП проводит сотрудник оперативного или кадрового подразделения органа государственной безопасности (далее сотрудник-инициатор) при помощи специалиста по ОИП, имеющего специальную подготовку и свидетельство, выданное в установленном порядке. 3.3. Проведение ОИП в условиях оперативно-розыскной деятельности способствует:

а) оценке достоверности информации, сообщаемой опрашиваемым лицом;
б) получению от опрашиваемого лица фактических данных, имеющих значение для своевременного проведения определенных оперативно-розыскных мероприятий;
в) выявлению причастности опрашиваемого лица к подготавливаемым, совершаемым или совершенным противоправным деяниям;
г) сужению круга лиц, попавших в сферу оперативно-розыскной деятельности.

При решении задач по сужению круга лиц, попавших в сферу оперативно-розыскной деятельности, использование ОИП для проверки более чем десяти человек осуществляется только после оценки специалистом (или специалистами) по ОИП целесообразности этого мероприятия. 

3.4. Проведение ОИП в условиях оперативной работы способствует выявлению у лиц, содействующих органам государственной безопасности (далее -содействующее лицо), возможно скрываемых фактов нарушения ими обязательств по соблюдению требований части третьей статьи 22 Закона Республики Беларусь "Об органах государственной безопасности Республики Беларусь", в частности:

Абзац первый подпункта 3.4. - с изменениями, внесенными Комитета государственой безопасности от 2 мая 2000 г.N 7 (зарегистрировано в Национальном реестре - N 8/3688 от 06.07.2000 г.) 

3.4. Проведение ОИП в условиях оперативной работы способствует выявлению у лиц, содействующих органам государственной безопасности (далее -содействующее лицо), возможно скрываемых фактов нарушения ими обязательств по соблюдению требований абзаца 3 статьи 22 Закона Республики Беларусь "Об органах государственной безопасности Республики Беларусь", в частности:

а) выявлению фактов несанкционированного сотрудничества со спецслужбами и организациями иностранных государств или совершения ими противоправных деяний;
б) выявлению фактов несанкционированного раскрытия содействующим лицом перед кем-либо его связи с органами государственной безопасности;
в) выявлению мотивов, которыми руководствуется содействующее лицо, сотрудничая с органами государственной безопасности. 

3.5. Проведение ОИП в ходе проверочных мероприятий, связанных с оформлением на службу (работу) в органы государственной безопасности, с допуском к государственным секретам, способствует выявлению у опрашиваемого лица возможных оснований для отказа в оформлении на службу (работу) или для отказа в допуске к госсекретам (абзац восьмой статьи 16 Закона Республики Беларусь "О государственных секретах"). 

Подпункта 3.5. - с изменениями, внесенными постановлением Комитета государственой безопасности от 2 мая 2000 г.N 7 (зарегистрировано в Национальном реестре - N 8/3688 от 06.07.2000 г.) 

3.5. Проведение ОИП в ходе проверочных мероприятий, связанных с оформлением на службу (работу) в органы государственной безопасности, с допуском к государственным секретам, способствует выявлению у опрашиваемого лица возможных оснований для отказа в оформлении на службу (работу) или для отказа в допуске к госсекретам (статья 16 Закона Республики Беларусь "О государственных секретах"). 

3.6. ОИП не используется для прогнозирования действий или намерений опрашиваемого лица. 

3.7. ОИП запрещается проводить в случаях (очевидных или выявленных в результате медицинских обследований):

а) физического или психического истощения опрашиваемого лица;
б) наличия у опрашиваемого лица психического расстройства или фазы обострения заболевания, связанного с нарушением деятельности сердечно-сосудистой либо дыхательной системы;
в) регулярного употребления опрашиваемым лицом сильнодействующих лекарственных препаратов;
г) нахождения опрашиваемого лица в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
д) если возраст опрашиваемого лица менее 18 лет. 

3.8. В ходе оперативно-розыскной деятельности ОИП проводится при добровольном согласии опрашиваемого лица. Получение согласия опрашиваемого лица организует сотрудник-инициатор. Лицу, давшему согласие на проведение ОИП, разъясняют его права и сущность предстоящей процедуры. Согласие на проведение ОИП и факт разъяснения прав и сущности предстоящей процедуры подтверждается опрашиваемым лицом в письменной форме (приложение 1). При проведении ОИП в отношении содействующего лица, исходя из оперативных соображений, допускается получение такого согласия в устной форме. Проведение ОИП в ходе проверочных мероприятий, связанных с оформлением на службу (работу) в органы государственной безопасности, с допуском к государственным секретам, осуществляется с письменного согласия опрашиваемого лица. 

3.9. В ходе ОИП никакие вопросы не могут быть заданы без их предварительного обсуждения с опрашиваемым лицом. Необходимые по методике ОИП вопросы должны быть построены таким образом, чтобы исключить появление чувства унижения или оскорбления у опрашиваемого лица.

3.10. Категорически запрещается применение к опрашиваемому лицу угроз, насилия или иных незаконных мер воздействия с целью получения согласия на проведение ОИП. Отказ от проведения ОИП не является подтверждением причастности опрашиваемого лица к совершению устанавливаемого события, не может рассматриваться как свидетельство сокрытия известных ему сведений и влечь за собой ущемление его законных интересов и прав. 

3.11. ОИП может проводиться как в специально оборудованных для этих целей стационарах, так и в любых иных шумозащищенных помещениях (уровень шума не должен превышать 20 дб), например в служебных кабинетах, номерах гостиниц и т.п.

3.12. При проведении ОИП может осуществляться в установленном порядке видео- и (или) аудиозапись по настоянию сотрудника-инициатора или опрашиваемого лица и при письменном согласии последнего. При несогласии опрашиваемого лица на осуществление видео-и (или) аудиозаписи последний вычеркивает на бланке заявления в пункте (д) слова ВИДЕОЗАПИСЬ и (или) АУДИОЗАПИСЬ. 

3.13. ОИП проводится на родном или хорошо известном для опрашиваемого лица языке. Если сотрудник-инициатор, специалист по ОИП и опрашиваемый не могут в ходе проведения ОИП общаться на одном языке, сотрудник-инициатор привлекает к выполнению опроса переводчика, который пользуется при этом правами и обязанностями, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

3.14. При проведении ОИП в помещении присутствуют сотрудник-инициатор, специалист по ОИП, опрашиваемое лицо и, если необходимо, ассистент специалиста по ОИП, переводчик и медицинский работник. Присутствие иных лиц при проведении ОИП допускается только по усмотрению и с совместного разрешения специалиста по ОИП и сотрудника-инициатора, а также с согласия опрашиваемого лица.

4. Порядок подготовки к проведению ОИП 

4.1. Сотрудник-инициатор, проявивший заинтересованность в проведении ОИП лица (группы лиц), оформляет задание (задания) на проведение ОИП на бланках установленной формы (приложение 2). В задании указывается:

а) в правом верхнем углу после слова "Разрешаю" - должность, воинское звание, фамилия лица, давшего разрешение на проведение ОИП;
б) должность, воинское звание, фамилия руководителя подразделения, осуществляющего ОИП;
в) фамилия, имя, отчество опрашиваемого;
г) цель опроса. 

Задание, оформленное с нарушением установленных требований, к исполнению не принимается и подлежит возврату для переоформления. 

4.2. Разрешение на проведение ОИП дают следующие руководители:

а) при оформлении на службу (работу) в органы государственной безопасности - начальники кадровых аппаратов этих органов и их заместители;
б) в интересах оперативно-розыскной деятельности - Председатель КГБ и его заместители, начальники Управлений КГБУКГБ-УВКР и их заместители;
в) в интересах собственной безопасности - руководители органов государственной безопасности и их заместители;
г) по запросам органов-субъектов оперативно-розыскной деятельности -руководители органов государственной безопасности и их заместители;
д) в ходе проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственным секретам - начальники подразделений органов государственной безопасности, занимающихся обеспечением охраны государственных секретов, и их заместители; 

4.3. После получения разрешения на проведение ОИП сотрудник-инициатор в установленном порядке уведомляет об этом руководство подразделения, осуществляющего ОИП, оформленным заданием, которое действительно в течение шести месяцев. В зависимости от сложности решаемой задачи и сложившейся к моменту проведения ОИП оперативной обстановки мероприятие проводится одним или несколькими специалистами по ОИП.

4.4. В экстремальных оперативных ситуациях проведение ОИП может осуществляться по устному разрешению лиц, указанных в пункте 4.2 настоящей Инструкции, при обязательном устном уведомлении об этом руководства подразделения, осуществляющего проведение ОИП, и последующим в течение 48 часов оформлением соответствующего задания в установленном порядке.

4.5. Специалист по ОИП, получивший на исполнение задание на проведение опроса, осуществляет предварительное ознакомление с поставленной задачей и оперативной обстановкой, складывающейся на момент проведения такого мероприятия, делает заключение о возможности и целесообразности проведения ОИП и указывает условия, необходимые для его выполнения. Если проведение ОИП невозможно по методическим или организационным требованиям к осуществлению такого мероприятия (пункты 3.6, 3.7 и 3.8 настоящей Инструкции), специалист по ОИП должен письменно уведомить сотрудника-инициатора о невозможности проведения опроса с указанием причин.

4.6. При подготовке к проведению ОИП сотрудник-инициатор обязан предоставить специалисту по ОИП все имеющиеся у него в наличии материалы об опрашиваемом лице (оперативные и личные дела, фото- и видеоматериалы, справки (заключения) о состоянии здоровья и т.п.). 

4.7. Сотрудник-инициатор, определяя место и условия проведения ОИП, обязательно согласовывает эти вопросы со специалистом по ОИП. На сотрудника-инициатора возлагается ответственность за организационное обеспечение и оперативное прикрытие проводимого ОИП на всех его этапах.

4.8. Контроль за работой специалиста по ОИП при проведении ОИП могут осуществлять соответствующие прокуроры, руководители органов государственной безопасности и их заместители. 

5. Отчетность о проведении ОИП

5.1. После проведения опроса специалист по ОИП представляет сотруднику-инициатору заключение, в котором указываются:

а) основания для проведения ОИП (номер документа, разрешающего проведение ОИП);
б) цель проведения ОИП;
в) место и время проведения ОИП;
г) специалист(ы), проводивший(ие) ОИП;  
д) способы оценки зарегистрированных психофизиологических данных;
е) результаты проведенного ОИП. 

К заключению прилагаются все проверочные вопросники, использовавшиеся в ходе проведения ОИП. По просьбе сотрудника-инициатора в заключении может быть изложена дополнительная информация о проведенном ОИП (например, особенности поведения опрашиваемого лица и т.п.). 

5.2. В заключении специалиста по ОИП обязательно указывается, что результаты ОИП носят вероятностный характер и не могут являться доказательствами. 

5.3. Заключение с соответствующим грифом секретности или пометкой "Для служебного пользования" направляется в адрес сотрудника-инициатора в пакете с пометкой "Лично" и хранится в установленном порядке.

5.4. Первичные материалы ОИП (заявление о согласии на проведение ОИП, записи психофизиологических данных на различных носителях, видеозаписи, рабочие журналы) хранятся в архиве в течение года. По истечении этого срока по согласованию с сотрудником-инициатором принимается решение о целесообразности и сроках дальнейшего хранения материалов проведенного ОИП.

6. Порядок использования результатов ОИП

6.1. Результаты ОИП могут использоваться сотрудником-инициатором в его последующей работе только в ориентационных целях. На основании результатов ОИП в отношении опрашиваемого лица не может быть принято никаких мер, ущемляющих его законные интересы и права, за исключением случаев проведения ОИП в ходе проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственным секретам и оформлении на службу (работу) в органы государственной безопасности.  

6.2. Вопрос об ознакомлении опрашиваемого лица с результатами ОИП определяется сотрудником-инициатором в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из интересов оперативной и служебной деятельности, а также с учетом необходимости соблюдения требований конспирации.

6.3. При несогласии опрашиваемого лица с результатами ОИП и требовании им проведения повторного ОИП решение о целесообразности  повторного мероприятия принимается сотрудником-инициатором и осуществляется в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.  

6.4. Специалистам по ОИП запрещается сообщать кому-либо сведения, ставшие им известными в процессе подготовки и проведения ОИП. 

6.5. Материалы ОИП, не содержащие сведений о частной жизни, личной и семейной тайне и иных сведений, ставших известными в процессе подготовки и проведения ОИП, с согласия опрашиваемого лица могут быть использованы подразделением, занимающимся проведением ОИП, в научно-исследовательской работе и в учебно-методических целях. 

6.6. В интересах дальнейшего совершенствования средств ОИП после подтверждения (или неподтверждения) результатов проведенного мероприятия, сотрудник-инициатор обязан в месячный срок (в рабочем или официальном порядке) уведомить об этом руководство подразделения, занимающегося проведением ОИП, или специалиста, проводившего данное мероприятие. 

Вернуться к тексту Приказа  Перейти к Приложению 1