Финансово-экономическое обоснование к Проекту


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона 
 
«О применении полиграфа»

Предлагаемый законопроект направлен на внедрение опросов с применением полиграфа (далее - опросов) в деятельность органов государственной власти различного уровня, а также организаций различных форм собственности. 

МВД России и ФСБ России с 2001 г. осуществляют поэтапное развертывание применения опросов в своей работе, которое проводится за счет бюджетных ассигнований, выделяемых ежегодно на деятельность указанных органов. При этом расходы на внедрение опросов в практику составляют незначительные доли процента бюджетов этих ведомств.

Накопленный опыт дает основание уверенно констатировать, что дальнейшее расширение применения обязательных опросов (глава 2 законопроекта) как в указанных, так и в иных органах исполнительной власти, подпадающих под действие предлагаемого федерального закона, должно осуществляться поэтапно в рамках выделяемого им ежегодного бюджетного финансирования без дополнительных ассигнований.
 
Применения добровольных опросов (глава 3 законопроекта) в негосударственной сфере будет осуществляться за счет средств самих коммерческих предприятий и не потребует бюджетного финансирования.
Следует учитывать, что полномасштабное вступление в силу предлагаемого федерального закона в системе органов государственной власти займет несколько лет (статья 34), что обусловлено объективными причинами: потребуется время на подготовку полиграфологов высокой квалификации, оснащение их полиграфами, а также решение организационных вопросов по созданию и налаживанию функционирования системы применения опросов в различных сферах деятельности общества (Межведомственная комиссия по опросам с использованием полиграфа, статья 31 законопроекта). 

Внедрение опросов в систему проверочных мероприятий при допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или в организации, деятельность которых связана с эксплуатацией особо важных, режимных или опасных объектов (аэропорты, метрополитен, электростанции, водоканалы и проч.), позволит проводить предварительный отсев лиц, непригодных к работам подобного рода, повысит уровень безопасности функционирования этих объектов и, фактически, обеспечит экономию бюджетных средств. Определить точную величину экономии бюджетных средств, возникающую в результате внедрения опросов, не представляется возможным.

При определении путей финансирования внедрения опросов во внебюджетных организациях, деятельность которых связана со сведениями, составляющими государственную тайну, или с обеспечением эксплуатации особо важных, режимных или опасных объектов (то есть в организациях, подпадающих под действие частей 1 и 3 статьи 9 проекта федерального закона), допустимо воспользоваться принципом, закрепленным в статье 29 Федерального закона «О государственной тайне»: финансирование деятельности внебюджетных организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

В случае, если будет принято решение о формировании Межведомственной комиссии по опросам с использованием полиграфа при каком-либо из органов исполнительной власти, её деятельность будет финансироваться за счет бюджетных средств того ведомства, при котором эта комиссия будет функционировать.  
 
Таким образом, реализация положений законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета. Более того, по ряду сфер применения опросов возможно получение экономии бюджетных средств за счет сокращения расходов на проверочные мероприятия и предотвращение допуска к государственной службе лиц, деятельность которых впоследствии могла бы нанести ущерб интересам органов государственной власти и национальной безопасности.