Пояснительная записка к тексту Проекта


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ТЕКСТУ ПРОЕКТА 

Опрос с применением полиграфа (далее – опрос) является комплексным психолого-психофизиологическим методом оценки достоверности сообщенных человеком сведений.

Опрос с использованием полиграфа или, иначе, проверка на полиграфе представляет собой нетравмирующую, безвредную для жизни и здоровья человека процедуру, в ходе которой осуществляется контроль динамики дыхания, кожно-гальванического рефлекса и сердечно-сосудистой активности человека. Наукой и практикой давно доказано: если человеку задавать вопросы о каком-либо событии и при этом анализировать возникающие у него физиологические реакции, то в результате такого наблюдения удается установить информированность конкретного человека об исследуемом событии, участником (или свидетелем) которого он являлся, и причастность к которому стремится скрыть.

В мировой практике опрос с применением полиграфа в целях выявления у человека скрываемой информации используется в ходе различного рода расследований и при отборе нанимаемого и/или проверке работающего персонала. Полиграф активно используют в указанных целях как государственные органы (в первую очередь полиция и спецслужбы), так и частные предприниматели для защиты своих коммерческих интересов.

По экспертной оценке Американской ассоциации полиграфологов точность результатов, получаемых в итоге проверки человека на полиграфе, составляет 90-96 %, что считается весьма высоким для методов психологического класса. Именно высокая прикладная эффективность опроса объясняет то, что этот метод в настоящее время используется более чем в 60 странах мира.

Легальное применение опроса в отечественной правоохранительной практике началось 1 марта 1993 г., когда Министерство юстиции России в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» одобрило первый в стране ведомственный правовой акт (инструкцию), регламентировавший использование полиграфа в системе органов Министерства безопасности. 

В настоящее время ведущими пользователями опросов среди федеральных ведомств являются МВД России и ФСБ России. В различной степени применяют полиграф в своей деятельности Служба внешней разведки, Министерство обороны Российской Федерации, ГУИН и экспертные учреждения Министерства юстиции. По ориентировочным оценкам, ежегодно перечисленными ведомствами в совокупности осуществляется 14-15 тысяч проверок на полиграфе различного целевого назначения. 

В 1994 г. опросы начали применяться в России в сфере частного предпринимательства при отборе нанимаемого и/или проверке работающего персонала, а также при проведении служебных проверок. В настоящее время коммерческое применение полиграфа осуществляется более чем в двадцати городах России. Ежегодно во внегосударственной сфере осуществляются тысячи проверок на полиграфе различного целевого назначения. 

С 1993 г. опросы получили в стране достаточно большое распространение, и Россия в настоящее время входит в число пяти ведущих государств мира по объёмам прикладного применения полиграфа в правоохранительных целях.

Научные достижения последних лет позволили обосновать допустимость применения опроса в процессуальной практике в форме психофизиологической экспертизы. Имеются первые прецеденты принятия в суде результатов этого вида экспертизы в качестве доказательств.

Вместе с тем, наряду с очевидными достижениями в области использования полиграфа в отечественной правоохранительной практике, имеется ряд упущений и недостатков, требующих безотлагательного устранения. 

В настоящее время применение полиграфа в России осуществляется в рамках федеральных законов «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О государственной тайне». При этом опрос применяют лишь некоторые министерства и ведомства, деятельность которых регулируется этими законами. В указанные правовые рамки не «укладывается» применение опроса в следственной практике, хотя научное обоснование допустимости такого использования полиграфа уже существует.  

Хорошо известно, что эффективность опросов определяется, прежде всего, квалификацией полиграфоголов. Однако, в стране отсутствуют единая система подготовки и аттестации полиграфологов даже для государственных органов, не говоря уже о негосударственной сфере, что создает условия для дискредитации метода и нарушения прав субъектов при использовании результатов опросов.

В целом, с учетом реальных потребностей практики в использовании данного метода, развертывание применения опросов в системе государственных органов России идет медленно и, как правило, бессистемно. 

Особую озабоченность вызывает применение полиграфа в сфере отечественного частного предпринимательства. В настоящее время в стране полностью отсутствует правовая регламентация применения полиграфа в этой области, а также подготовки специалистов и контроля за их деятельностью.

Опыт США показал, что отсутствие жесткого правового регулирования неизбежно ведет к злоупотреблениям полиграфом и грубым нарушениям прав и свобод лиц, в отношении которых он применяется. В 80-е годы в стране сложилась настолько напряженная ситуация, что для устранения нарушений в данной области Конгресс США в 1988 г. принял специальный «Закон о защите служащих от полиграфа» («Employee polygraph protection act»).

Учитывая зарубежный опыт, с одной стороны, и способствуя активному внедрению опросов в деятельность различных организаций страны, с другой, представляется целесообразным ввести в России правовое регулирование применения полиграфа на уровне федерального закона. 

Предлагаемый проект федерального закона «О применении полиграфа» вносит вклад в создание правового механизма обеспечения паритета между правами человека на неприкосновенность частной жизни и правом общества ограждать свои интересы от преступных и противоправных посягательств отдельных лиц. 

Применение опросов в России предлагается осуществлять с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманизма, научности и конфиденциальности, при сочетании добровольности участия в опросе опрашиваемого лица и обязательности опросов в случаях, предусмотренных законом.

Проектом закона предусматривается введение институтов обязательных и добровольных опросов, устанавливаются условия их проведения и регламентируются последствия отказа от их проведения.

Законопроект также определяет перечень лиц, допущенных к участию в опросах, наделяет их правами и обязанностями, устанавливает ответственность.

Законопроект предусматривает проведение опросов органами исполнительной власти в рамках оперативно-розыскной деятельности, а также при отборе и расстановке кадров. Использование опросов является эффективным средством борьбы с коррупцией в органах государственной власти и будет широко использоваться в рамках реформирования системы органов внутренних дел.

Законопроект предоставляет предпринимателю право использовать полиграф при обеспечении собственной безопасности, в том числе в целях защиты коммерческой и иной охраняемой законом тайны, и определяет области проведения обязательных и добровольных опросов в сфере частного предпринимательства. 

В целях защиты прав опрашиваемого лица, законопроект обязывает участников опроса обеспечить конфиденциальность информации, получаемой в процессе и в результате выполнения опроса, и предусматривает запрет на её использование в целях, не предусмотренных законом.

Законопроект регламентирует подготовку, переподготовку, аттестацию и регистрацию полиграфологов, создает организационный механизм (Межведомственная комиссия по опросам с применением полиграфа), в рамках которого формируются единые методические нормы проведения опросов, а также порядок подготовки полиграфологов.

Актуальность разработки законопроекта обусловлена тем, что отсутствие федерального закона затрудняет и сдерживает применение опросов в правоохранительных целях и, одновременно, создает условия для злоупотреблений этим методом как в государственной, так и в негосударственной сферах.