Правовые аспекты

В России прямое законодательное регулирование использования полиграфа в деятельности государственных и коммерческих структур отсутствует.

Опрос с использованием полиграфа (ОИП) опирается на ведомственные корпоративные акты, регламенты, инструкции.

В декабре 2010 года была предпринята очередная попытка регламентировать проведение полиграфного опроса. Подробную информацию см. по ссылке.

Анализ российского законодательства дает повод утверждать о наличии серьезных оснований использования полиграфа в частном секторе. В частности, Министерство юстиции России проводило правовую экспертизу соответствующих нормативных документов, касающихся применения ОИП, в результате чего, начиная с 1993 года, ОИП получили от министерства юстиции «право гражданства».

Т.о., можно уверенно констатировать, что сегодня не существует каких-либо правовых барьеров для широкого применения проверок на полиграфе в интересах кадрового отбора, частного сыска, в судебно-экспертной сфере.

Согласно ныне действующему ТК РФ, работодатель имеет право вводить ограничения или делать предпочтение при приеме на работу, исходя из требований, свойственных определенному виду труда или служебной деятельности.

Кроме этого ТК РФ предоставляет право работодателю собирать персональные данные работника - информацию, касающуюся конкретного работника и необходимую работодателю в связи с трудовыми отношениями (Глава 14, ст. 85-90). В этой же главе впервые вводится понятие персональных данных работника, дается определение процедурам обработки данных (ст. 85 ТК РФ): «Персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Обработка персональных данных работника - получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника». Сюда же можно отнести и данные, полученные с помощью тестирования на полиграфе. Вместе с тем в ст. 86 ТК РФ (п.п.1, 3, 4, 5, 8) установлены ограничения в постановке вопросов, касающихся политических, религиозных убеждений, частной жизни, ответы на которые работодатель получает с помощью обработки персональных данных. ТК РФ предусматривает добровольность предоставления работником таких данных, ознакомление с ними, письменное согласие на передачу таких данных работодателю, запрещение получать такие данные через третьих лиц без письменного согласия работника.

Согласно комментарию к новому Трудовому кодексу РФ, метод тестирования (которым, по сути, и является проверка на полиграфе), признается одним из современных методов организации подбора и расстановки кадров (глава 11 ТК РФ «Заключение трудового договора»).

Поэтому, в должном соответствии с ТК является включение в Трудовой договор положения о том, что работник «обязан активно содействовать проводимым работодателем служебным разбирательствам и, в случае необходимости, проходить опрос с использованием полиграфа».

Итак, внесение указанных выше положений в трудовые договоры и локальные правовые нормативные акты делают применение ОИП государственными и негосударственными пользователями вполне приемлемым в рамках действующего отечественного законодательства.

В сфере частного сыска ОИП основан на ст. 5 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а в сфере частной охранной деятельности применение полиграфа разрешается на основании ст. 11 указанного выше Закона.

При проведении психофизиологической экспертизы в ходе уголовного или гражданского процесса, а также по делам об административных правонарушениях полиграфологи опираются на положения Федерального Закона от 31 мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.01 г. № 174-ФЗ, а также ГПК РФ и КоАП РФ.

В связи с этим вопрос - «Применять или не применять полиграф?» - носит уже не столько правовой, сколько эмоциональный характер.