ЗНАКОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ 


Знаков Виктор Владимирович родился 21.08.1950 г. в г. Каунас). Психолог. Окончил факультет психологии ЛГУ (1974). Квалификация: психолог. Кандидат психологических наук (1978). Доктор психологических наук (1996).

Профессор кафедры общей психологии психологического факультета (1997). В Московском университете читает спецкурс «Психология понимания». 

Первый зам. директора Института психологии РАН (2000). Член Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК РФ (1999–2002). Член редколлегий журнала «Человек» и «Психологического журнала» РАН.

Лауреат премии им. С.Л. Рубинштейна (Президиум РАН, 1999).

Область научных интересов: психология понимания, мышления, личности.

Теоретически и экспериментально обосновал существование психологии понимания как самостоятельного направления общепсихологических исследований. На больших выборках испытуемых (участниках войны в Афганистане, агрессивных подростках, субъектах с выраженными проявлениями манипулятивного поведения и макиавеллизма личности) осуществил развернутый анализ понимания как процесса и результата мышления человека; выявил четыре основных условия возникновения понимания и четыре формы его проявления в сознании; экспериментально доказал, что психологические механизмы понимания непосредственно связаны с определенными чертами личности, особенностями нравственного сознания и мировоззрения субъекта. Провел первое в мировой психологической науке систематическое исследование, посвященное анализу русских и западных культурно-исторических и научно-психологических традиций в понимании истины и правды. Теоретически и экспериментально обосновал положение о том, что истина является логико-гносеологической категорией, а правда – психологической. Изучил внутренние и внешние условия, которые способствуют процессу превращения в сознании человека гносеологической истины в психологическую правду. Проанализировал моральные, психологические, социальные аспекты формирования различных типов понимания правды и функционирования истинных и неистинных сообщений в ситуациях общении людей. Провел теоретико-экспериментальное исследование русских и западных традиций в понимании лжи: ее рассмотрения с субъективно-нравственной точки зрения (ложь как нравственное или аморальное деяние лгущего субъекта, искажающего истину) и с морально-правовой (ложь – нарушение прав обманываемого человека).

Тема кандидатской диссертации: «Мнемические компоненты целеобразования в мыслительной деятельности».

Тема докторской диссертации: «Психология понимания в познании и общении».

Опубликовал около 100 научных работ.

Монографии: 

 

  1. Понимание в познании и общении. М.: ИП РАН, 1994. 237 с. (2-е и 3-е переработанные издания - Самара, 1998 и 2000).
  2. Психология понимания правды. СПб.: Алетейя, 1999. 282 с.
  3. Психология понимания: Проблемы и перспективы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 448 с.
  4. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 479 с.

 

Коллективные монографии:

 

  1. Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 383 с.
  2. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 344 с.
  3. Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Ин­ститут психологии РАН», 2009. 619 с.
  4. Психология субъекта и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 371 с.

 

Статьи: 

 

  1. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема / Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 1. С. 18-28.
  2. Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия / Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 3-12.
  3. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие / Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 3. С. 65-74.
  4. Психология человеческого бытия - одно из направлений развития психологии субъекта / Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2. С. 69-77.
  5. Мышление, самосознание и самопонимание / Вестник Московского универ­ситета. Се­рия. 14. Психология. 2008. № 2. C. 74-86.
  6. Три традиции психологических исследований – три типа понимания / Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 14-23.
  7. Понимание и переживание москвичами террористической угрозы / Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 64-74.
  8. Тезаурусное и нарративное понимание  событий как проблема психологии человеческого бытия / Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 3. С. 105-119.
  9. Понимание, постижение и экзистенциальный опыт / Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 15-24.
  10. Интегративный феномен экзистенциального опыта как проблема психологии человеческого бытия / Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов / Под ред. М.М. Кашапова, Ю.В.Пошехоновой. Ярославль: ЯрГУ, 2012. С. 10-34.
  11. Экзистенциальный опыт субъекта: трехкомпонентная структура и метасистемная организация / Современная реальность и жизненный путь человека: психологические аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. 19-20 апреля 2012 г, (г. Тула, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет») / под ред. Е.Е.Сапоговой. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 48-53.
  12. Образ врага как психологическое основание понимания мусульманских террористов россиянами / Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 23-34.
  13. Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания / Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 3. С. 18-29.
  14. Когнитивное и аффективное бессознательное в понимании моральных дилемм / Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А. Л. Жу­равлев, А.В. Юревич. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С.77-89.
  15. Теоретические основания психологии человеческого бытия / Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 28-38.