Бердяев Н.А. Самопознание

Бердяев Н.А. Самопознание


Аннотация. Автор: Николай Бердяев. Родился в Киеве, принадлежал к знатному военно-дворянскому роду. Учился в Киевском кадетском корпусе (1884-94) и Киевском университете (1894-98) на естественном, затем на юридическом факультетах. В 1894 года примкнул к политическому движению, в 1898 годуза участие в марксистских кружках исключен из университета, арестован и выслан на 3 года в Вологду. В 1901-1902 годах Бердяев проделал эволюцию, характерную для идейной жизни России тех лет и получившую название «движение от марксизма к идеализму». Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур этого движения, которое заявило о себе сборником «Проблемы идеализма» (1902) и положило начало религиозно-философскому возрождению в России. В 1904 году Бердяев перебрался в Петербург, стал руководить журналами «Новый путь» и «Вопросы жизни». Статьи этих лет были собраны Бердяевым в книгах «Sub specie aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные 1900-1906 гг.» (1907) и «Новое религиозное сознание и общественность» (1907); в них выразились, по его самооценке, «тенденции религиозного Анархизма». В 1908 году переехал в Москву, входил в круг деятелей книгоиздательства «Путь» и Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева; участвовал в сборнике «Вехи» (1909). Оригинальная философия Бердяева начинает складываться в 1911-1912 годах, когда (после пребывания в Италии и размышлений о Ренессансе) исконная у Бердяева тема свободы дополняется темой творчества и его неизбежнойтрагедии («Смысл творчества», 1916). Революция вызвала у Бердяева двоякое ощущение. Он радовался обретению страной долгожданной свободы и в то же время осознавал, что эта свобода — вовсе не та, о которой ему мечталось. В начале 1919 года он написал книгу «Философия неравенства» (издана 1923), в которой отвергал демократию и социализм как «принудительную добродетель и принудительное братство». Позднее он вернулся к признанию социалистической идеи, но всегда был противником большевистского тоталитаризма и видел свой долг в духовном противостоянии ему. Бердяев проводил у себя дома еженедельные литературно-философские собрания, организовал Вольную академию духовной культуры (1918), читал публичные лекции и стал со временем признанным лидером небольшевистской общественности. Дважды его арестовывали, а осенью 1922 года выслали в Германию. В Берлине Бердяев организовал Религиозно-философскую академию, участвовал в создании Русского научного института, содействовал становлению Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1924 году Бердяев переехал во Францию и, поселившись в Кламаре под Парижем, стал редактором основанного им журнала «Путь» (1925-40), важнейшего философского органа российской эмиграции. С небольшой книги о смыслесовременной эпохи «Новое средневековье» (1924) началась широкая европейская известность Бердяева. В годы второй мировой войны Бердяев сочувствовал СССР и даже вступал в контакты с советскими дипломатами (1944-46), однако известия о репрессиях и новых идеологических кампаниях оборвали его «просоветские настроения». В послевоенные годы Бердяев написал философскую автобиографию «Самопознание» (опубл. 1949), за свои заслуги перед обществом был избран почетным доктором богословия Кембриджского университета (1947).

Издательство: Книга, 1991 г.

Твердый переплет, 448 стр.
ISBN   5-212-00417-9
Тираж: 195000 экз.
Формат: 84x108/32 (~130х205 мм)